Менеджер и менеджмент – довольно широкое понятие. Сегодня существует большое количество разрядов менеджмента. Сотрудник по продажам, директор по маркетингу, финансовые директора и просто мастера участков – всё это менеджеры. Все они управленцы.
Работу менеджера можно разделить на функциональные и ролевые задачи.
В статье мы разберем функции менеджера, или функциональный подход к работе менеджера.
Функциональный подход к работе менеджера включает:
- Планирование целей.
- Организацию работы.
- Мотивацию.
- Контроль.
Планирование целей
Для организации работы необходимо определить, к какому результату необходимо прийти. Видение конечного результата – одна из главных задач менеджмента. В задачи планирования входит:
- Определение и прояснение целей.
- Выявление ограничений.
- Составление списка результатов.
- Планирование действий.
- Расстановка приоритетов для действий.
- Установка индивидуальных и групповых показателей.
- Сверка соответствия результатов с планами.
Постановка целей
Сложность задачи определяется на основании уровня развития компетенций сотрудника. Задача должна находиться в области ближайшего развития сотрудника, она не должна быть слишком простой и слишком сложной. Если говорить о цифровых показателях, то сотрудник должен видеть, как он её может выполнить. Наглядно можно рассмотреть пример на графике.
- Зона растяжки
- Зона удовольствия
- Зона мелких пакостей
Зона растяжки – оптимальная зона для постановки задачи, она будет стимулировать к развитию. Если на регулярной основе не обновлять зону растяжки, сотрудник скатится в зону удовольствия, затем – в зону мелких пакостей.
Если задача выходит за пределы зоны растяжки, сотрудник просто не приступает к её выполнению или выполняет её с расчетом «как получится».
Ошибки постановки целей
Ориентация на тактические цели с игнорированием стратегических целей.
Тут нужно помнить, что любые тактические успехи бесполезны при проигрыше стратегии.
Формулировка цели в негативном ключе.
Абстрактная формулировка цели (непонятен итог выполнения, то есть с большим пределом вероятности можно обосновать выполнение цели, даже если она не выполнена).
Официально заявленные цели не соответствуют реальной ситуации.
Три уровня менеджмента при планировании целей
В зависимости от уровня менеджмента можно выделить три уровня планирования:
- Оперативное планирование и управление.
- Тактическое планирование, декомпозиция глобальных целей на тактические, контроль их достижения.
- Стратегические цели.
Эффективное планирование происходит в случае, если эти уровни принимают решение сообща. То есть среди сотрудников, которые осуществляют планирование, есть менеджеры, отвечающие за планирование стратегических целей, менеджеры, которые смогут выработать тактику достижения этих целей, и те сотрудники, которые это разложат на более мелкие элементы и будут отвечать за оперативную реализацию каждого этапа.
Проблемы планирования
- Деятельность сотрудников не связана с реальными планами.
- Отсутствие деятельности: цели поставлены, но никто не стремится к их выполнению.
- Цели оторваны от реальной картины, то есть они нереальны.
Причины отсутствия планирования
- Нет представления о желаемом и будущем.
- Нежелание быть подконтрольным и наказанным в случае невыполнения запланированного.
- Слабое рациональное мышление.
- Простая лень.
- Неумение.
Организация работы менеджера
При организации работы менеджера необходимо учесть два фактора: Социально-психологический аспект — определение типа личности подчиненных и в зависимости от этого постановка задач. Технологическая группировка — группирование работ в определенные блоки с целью блочного выполнения через общность ресурсов. Группировку можно осуществлять двумя способами: По функциональному признаку, когда группировка происходит на основании знаний, навыков и времени выполнения. По рыночному признаку (одинаковая категория или линейка продуктов, категория клиентов, форматы торговых точек и предприятий). Ключевым фактором при организации работы менеджера является делегирование.
Делегирование – процесс, при котором задачи и полномочия передаются ответственному лицу, которое в свою очередь принимает эти задачи и несет за них ответственность.
Принципы делегирования:
- Объем делегируемых полномочий.
- Четкая формулировка цели.
- Готовность персонала к выполнению делегируемых задач.
- Полномочия передаются по вертикали управления.
- Уровень задачи соответствует уровню делегируемых полномочий.
- Соблюдение нормы управляемости.
- Полномочия делегируются должности, а не личности.
- Ответственность без полномочий не может быть делегирована.
- Полномочия должны быть приняты подчинённым.
- Контроль за реализацией сотрудником делегированных задач и использование полномочий. Установка промежуточных точек контроля и регулярное отслеживание прогресса.
В зависимости от уровня подготовленности можно выделить 4 степени профессионализма по отношению к выполняемой задаче.
- Профессионал
- Специалистк
- Дилетант
- Новичок
Под нормой управляемости понимается количество людей у одного руководителя. Чем больше точечных решений, тем ниже норма управляемости.
Норма управляемости снижается в следующих случаях:
- Требуется строгий, прямой контроль.
- Необходимость во взаимном согласовании.
- Наличие у менеджера неменеджерских задач.
- Обучение персонала или его обращение за советом или консультацией.
Норма управляемости увеличивается в следующих случаях:
- Упрощение или стандартизация процессов.
- Схожесть выполняемых задач.
- Желание и потребность сотрудников в развитии и самореализации.
Причины неприятия делегированных полномочий:
- Подчинённый не готов нести ответственность и перекладывает её на своего руководителя.
- Сотрудник опасается критики за неверные действия и ошибки.
- У подчинённого нет ресурсов или источников их получения для выполнения поставленной задачи.
- Неэффективное планирование работы сотрудником.
- Неготовность к выполнению данных задач.
- Нет мотивации и стимула на выполнение работы с большим уровнем ответственности.
Функция мотивирования
Мотивация как функция управления предполагает создание у команды, членов организации внутреннего побуждения на выполнение действий, направленных на достижение целей предприятия в соответствии с делегированными им задачами и полномочиями с учётом плана действий.
Мотивацию можно разделить на две составляющие:
- Внешняя мотивация – не связана с содержанием деятельности, обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
- Внутренняя мотивация – связана с содержанием деятельности.
Для успешного выполнения функции мотивирования необходимо, чтобы исполнитель:
- Знал требуемый результат и факт своей работы.
- Чувствовал ответственность за качество своей работы и её необходимость.
- Воспринимал важность своей работы, понимал её необходимость. Видел, что результат его работы оказывает действие на других.
Для оценки мотивированности работы используется следующая формула:
МПБ (Мотивационный потенциальный бал) = ((разнообразие работы) + (законченность работы) + (значимость работы))/3*(автономность работы)*(обратную связь от работы).
Разнообразие – исключает попадание сотрудников в зону паразитирования.
Законченность – сотрудник видит результат своей работы.
Автономность – работа обеспечивает необходимую зону свободы, позволяет выбрать способы достижения поставленных целей.
Обратная связь – характеристика, оценка процесса и результата работы.
Максимальный показатель МПБ = 125.
Каждому из показателей необходимо проставить оценку от 1 до 5, далее рассчитать по формуле.
Мотивацию сотрудников можно разделить на 4 типа:
Инструментальный – для данного типа сотрудников важна мотивация внешними факторами (ДМС, дотация на питание, абонементы в спортивный зал и т.п.)
Профессиональный – сотрудников данного типа мотивирует сам процесс выполнения работы. Рост вширь, развитие коллег.
Патриотический – мотивация на командную работу, на достижение командных целей. Признание достижений на предприятии (грамоты, доски почёта, награждения в коллективе).
Люмпенизированный – мотивация оставаться как все и не выделяться из коллектива.
Функция контроля
Процесс, обеспечивающий достижения предприятия своих целей.
Контроль необходим для:
- Достижения целей.
- Стимулирования успешной деятельности.
- Корректировки действий раньше, чем они приведут к непоправимому результату.
Под предметом контроля понимается:
- Соответствие стандартам.
- Исполнение.
- Достижение.
В зависимости от этапов выполнения работы разделяют 3 вида контроля:
- Предварительный.
- Текущий.
- Заключительный.
Наиболее часто менеджеры забывают про предварительный контроль. В него входят проверка наличия чётких поставленных целей и понимание инструментов их достижения.
Текущий контроль и обратная связь:
- Постановка цели одной минуты.
- Похвала одной минуты.
- Критика одной минуты.
Менеджеры предоставляют отчёт по итогам недели. Это делается для оценки результатов работы, выявления отклонений и корректировки.
Как правильно хвалить:
- Сразу.
- Говорить, что именно сделано хорошо.
- Говорить о том, что его работа приносит большую пользу всему предприятию.
- Мотивировать на работу в аналогичном ритме.
- Находить правильные слова.
Как правильно говорить о зонах роста:
- Реагировать сразу.
- Замечания говорить только наедине.
- За одну ошибку критиковать один раз.
- Дать возможность сотруднику объяснить.
- Делать замечания только после того, как вы удостоверились в фактах.
Этапы предоставления отрицательной обратной связи:
- Сообщить, что именно подчинённый сделал не так.
- Давать понять, что вы думаете по этому поводу.
- Делать паузу, чтобы у сотрудника было время для восприятия информации.
Второй этап
- Поговорить с сотрудником, как вы его высоко цените.
- Объяснить, что на этом этапе выговор окончен и к данному вопросу в дальнейшем возвращаться не будете.
Третий этап
- Принятие решения по корректирующим действиям.
- Сравнение результатов со стандартами.
- Корректировка стандартов и индикаторов.
Курсы семинары тренинги
Источник: delovoi-etiket.ru