Высококвалифицированные сотрудники — ценный ресурс любой компании. И постоянное развитие персонала имеет основополагающее значение в развитии бизнеса. При правильной работе с кадрами растёт производительность труда, повышается качество продукта, улучшаются экономические показатели.
Зачем повышать квалификацию персонала
Повышение квалификации — это актуализация знаний и навыков по имеющейся специальности. В процессе обучения сотрудники осваивают новые инструменты и получают новые знания, что позволяет повысить категорию специалиста.
Основные причины для повышения квалификации сотрудников:
- Улучшение качества продукта или услуг. Квалифицированный персонал лучше справляется со своими обязанностями. Это позволяет повысить финансовые показатели деятельности и завоевать расположение клиентов.
- Уменьшение расходов компании. Во-первых, сотрудники высокой квалификации, быстрее и качественнее выполняют свои обязанности. Во-вторых, компания избавляется от необходимости привлечения сторонних специалистов. Всё это положительно влияет на рентабельность компании.
- Предотвращение ошибок в процессе деятельности. В процессе обучения сотрудники изучают теорию и совершенствуют полученные навыки на практике. В итоге снижается число ошибок, допускаемых по причине недостатка знаний.
Повышение квалификации Казахстан подробнее на сайте Profedu.kz
Кроме того, повышение квалификации персонала становится жизненно необходимым, когда компания хочет выйти на новый уровень, масштабировать бизнес и обойти конкурентов.
Одна из наиболее распространённых ошибок руководства — обновить штат, предварительно не попробовав обучить имеющихся сотрудников.
Каких сотрудников нужно обучать
Безусловно, что зная свой бизнес, вы понимаете, каких именно должностей должно коснуться повышение квалификации. С этого и начните: определите, кого нужно учить — программистов, бухгалтеров, менеджеров и т. д.
Затем поставьте цели обучения, которых вы планируете достичь: увеличить производительность труда, улучшить качество услуг, внедрить новые технологии и прочее. От целей будет зависеть содержание обучения.
Далее можно выбрать конкретных людей. Здесь важно понимать, что если у самого работника нет желания учиться, то и хорошего результата ожидать не стоит.
У сотрудников, чью квалификацию вы хотите повысить, должна быть мотивация к обучению:
- возможность карьерного роста;
- повышение заработной платы;
- улучшение условий труда и т. п.
Учтите, что обучение персонала — это ещё и способ повысить лояльность сотрудников к компании. Работники лучше относятся к компании и охотнее работают на её благо, если видят, что компания настроена на долгосрочное сотрудничество и заботится о сотрудниках.
Для выявления сотрудников, которых нужно обучать, можно анкетировать самих сотрудников и непосредственных руководителей.
Возможные методы повышения квалификации
Условно все методы можно поделить на внутренние и внешние.
К внутренним методам относятся:
- Инструктаж. Это обязательное кратковременное обучение (1-3 дня), которое нужно проводить для любого новичка. Подробное ознакомление с инструкциями может быстрее влиться в работу.
- Наставничество. Более опытные сотрудники могут обучать молодых специалистов. В этом случае нужно продумать систему мотивации для наставников (премии, доплаты).
- Обмен опытом между коллективами. Можно временно перевести сотрудника в другой филиал или отдел, если коллектив там более квалифицирован.
Достоинства обучения внутри компании в том, что это менее затратно, укрепляет корпоративные связи и можно отслеживать и корректировать процесс. Однако не всегда внутренних знаний достаточно, особенно при обучении новым технологиям и методам.
Внешние методы повышения квалификации сотрудников позволяют перенять сторонний опыт и, как правило, дают более структурированные знания.
Возможные варианты:
- Лекции, семинары, конференции. Такие мероприятия обычно непродолжительны — от одного до нескольких дней. Целесообразно применять эти методы, если нужно познакомить сотрудников с новыми инструментами, обучить более современным технологиям, рассказать им о неординарных способах решения рабочих задач.
- Тренинги. На таком мероприятии опытный тренер делится своими навыками и наработками. Отправлять сотрудников на тренинги стоит, если необходимо повысить уровень знаний по текущей должности.
- Профессиональные курсы. Более длительный и нередко более затратный вариант. Однако и эффект от профессионального обучения гораздо выше. Сотрудники не только улучшают имеющиеся знания, но и проходят полную переподготовку с учётом современных требований к должности.
Обязательно отслеживайте результаты обучения и успехи сотрудников. Повлияло ли повышение квалификации персонала на финансовые показатели? Насколько быстрее и эффективнее работники стали выполнять свои обязанности? Повысилось ли качество продукта или услуг? Поощряйте тех, кто с успехом прошёл обучение и по максимуму применяет полученные знания на практике.
Какой метод лучше выбрать для повышения квалификации работников
Сложно сказать, какой метод обучения сотрудников лучше или хуже. Тем более, что каждый из них имеет свои плюсы. Мы рекомендуем сочетать внутренние и внешние методы и выбирать с учётом конечной цели обучения. Например:
- Нужно адаптировать новых сотрудников. В этом случае помогут внутренние мероприятия. Например, наставничество и мастер-классы. Можно разработать небольшой обучающий видеокурс, чтобы объяснить основные обязанности сотрудника и разъяснить принципы работы.
- Необходимо внедрить новые инструменты и технологии. Здесь целесообразно применение внешних методик — тренинги, семинары, лекции, конференции.
- Требуется полностью изменить подход к работе и научить сотрудника новым методикам. Тут будут полезны внешние профессиональные курсы.
Важно! Повышение квалификации персонала не должно быть хаотичным и проводиться от случая к случаю. Если вы хотите получить по-настоящему хорошие результаты, важно постоянно заботиться об улучшении качества знаний сотрудников.
Повышение квалификации Казахстан
Источник: academyopen.ru