Два главных барьера, которые встают на пути эффективного обучения взрослых — вовлечение и мотивация. Эти барьеры проявляются не только в процессе обучения, но и на этапе применения полученных знаний. Если вы знаете принципы обучения взрослых, то сможете создавать качественные электронные курсы. В статье мы разберем эти принципы.
Принципы обучения взрослых
Андрагогика — это теория, которая описывает особенности обучения взрослых людей. И хотя сам термин появился еще в 1830-х годах, сегодня он чаще ассоциируется с Малкольмом Ноулзом, который посвятил множество научных работ особенностям взрослых учащихся и тому, как повысить эффективность их обучения посредством науки.
Ноулз выделял шесть ключевых принципов обучения взрослых:
- Потребность учащегося в знаниях
- Самосознание учащегося
- Прошлый опыт учащегося
- Готовность учиться
- Отношение к учебе
- Мотивация учиться
Все эти принципы вращаются вокруг одних и тех же центральных идей: мотивация, самостоятельное обучение, жизненный опыт, целеориентированное обучение, практическое применение и уважение.
Андрагогика — важная концепция, поскольку взрослые и дети учатся совершенно по-разному, и ключевым отличием выступает именно мотивация.
Что мотивирует взрослых учиться?
Рассматривая вопрос мотивации к обучению, профессор педагогической психологии Джон Монро утверждает:
«Мы учимся, когда хотим добиться такого результата, какого просто не достичь с теми знаниями, что у нас есть»
Мотивация появляется тогда, когда человеку нужна определенная информация или навыки, получить которые можно только изменив существующую систему знаний. Конечно, в любом обществе существуют разные уровни мотивации.
Мотивы к обучению
Монро называет следующие типы мотивов к обучению с соответствующими результатами:
Мотивы к обучению | Типичные действия, предпринимаемые для обучения | Результаты обучения | |
Поверхностный подход | Соответствовать минимальным критериям и требованиям: сдать экзамен, решить проблему. | Действия, которые позволяют воссоздать изученную информацию: запоминание, зазубривание, создание заметок. | Информация сохраняется в краткосрочном периоде; учащийся не понимает и полноценно не владеет знаниями. Применение и передача знаний ограничены. |
Глубинный подход | Понимать идеи, больше знать, решать проблемы, удовлетворять любопытство, получить удовлетворение от достижения долгосрочных целей. | Действия, которые помогают понять: детальный разбор идей, максимально широкое их исследование, соотнесение новых идей и уже известных концепций. | Учащийся лучше понимает и серьезнее относится к изученным идеям, может учить других, осознает, что обучение не закончено, может передавать и широко использовать знания |
Стратегический подход | Соответствовать ожиданиям, снизить напряжение, исходящее от окружающих, ощутить собственную ценность. Добиться совершенства/ хороших оценок/ уровня/ навыков в игре, пролезть через систему, обезопасить свое будущее. | Действия, которые позволяют воспроизвести информацию в организованной форме: запоминание, копирование, соотнесение новых идей с существующими. | Знания структурированы в максимально удобной форме. |
Глубинный и стратегический подходы к обучению построены вокруг социальных и коллективных потребностей учащихся, когда их мотивирует стремление принести пользу и преуспеть в социальном контексте. Понятия «коллективный» и «социальный» относятся скорее не к процессу обучения, а к причине: почему человек учится.
Монро предполагает, что человек выбирает глубинный и стратегический подход к обучению, когда хочет решать проблемы или соответствовать ожиданиям других. Можно привести такой пример из сферы здравоохранения: медсестры решают клинические проблемы, чтобы лучше заботиться о пациентах или соответствовать ожиданиям начальства.
Мотивы к обучению сильно зависят от контекста: в разных ситуациях, на разных стадиях обучения для разных людей будут актуальны разные типы и способы обучения.
«Поверхностным» учащимся достаточно соответствовать минимальным требованиям, например, отучиться нужное количество часов или освоить какой-то навык, чтобы не потерять работу. А вот учащиеся с глубинным подходом стремятся решать проблемы и с любопытством ищут ответы на вопросы, которые у них возникают. «Стратегических» учащихся мотивирует прогресс, уверенность в себе и внутренняя потребность всегда знать больше.
Как применять принципы обучения взрослых на практике
В следующий раз когда вы будете учить коллегу, сверстника или взрослого члена семьи чему-то новому, вспомните о теоретических принципах обучения взрослых: как и почему они учатся. Попробуйте определить, какой у вашего учащегося подход к обучению — что заставляет его изучать или осваивать нечто новое. Несколько практических советов:
- Создайте предварительный и итоговый тесты, чтобы учащиеся могли критически оценить уровень своих знаний до и после обучения.
- Дайте учащемуся возможность самостоятельно управлять ходом обучения. К примеру, возможность выбора: «Хотите узнать больше о способах внутривенного вливания или о катетерах?».
- Взрослым учащимся важно знать, как на них повлияют новые знания, почему они актуальны и зачем нужны, поэтому сделайте акцент на проблеме, которая решается обучением. Не грузите людей лишней и ненужной информацией.
- Выясните, что мотивирует человека к обучению. Используйте это, чтобы подогреть его интерес. Пример: «Если вы выучите эти правила, вам будет проще сдать экзамен, потому что они будут в тесте».
- Везде, где есть возможность, давайте разборы кейсов и практические примеры из реальной жизни
- Четко определите результаты обучения. Пример: «По итогам курса вы научитесь перевязывать раны по методу асептики».
- Нужно также с уважением относиться к работе учащегося и к его прошлому опыту, который он привносит в обучение.
Семинар Алматы
Источник: ispring.ru