Шаг 1. Определитесь с целью
Ответьте себе на вопрос: «Чего я хочу по итогу?» Если перед проведением обучающего вебинара вы ставите задачу «просто донести информацию» — пересмотрите свое отношение к выступлению. Времена дефицита остались в далеком прошлом, сегодня ученик пресыщен выбором источников знаний. Важно вдохновить, научить, повлиять, «зажечь». Лишь относясь к делу с ответственностью и страстью, вы можете претендовать на результат.
Шаг 2. Оцените аудиторию, учтите ее интерес
Успех выступления зависит от того, как его воспримет слушатель. Поставьте себя на место учеников, выясните их мотивы и желания, докажите, что это знание полезно для них. Если же аудитория неоднородна — присутствуют разные по возрасту, уровню образования и складу ума люди — поддерживайте нейтральный градус повествования. По возможности избегайте узкой терминологии, говорите «на языке» аудитории.
Шаг 3. Пропишите структуру речи и определите основной посыл
План должен быть четким, но гибким, чтобы адаптировать его под вероятные форс-мажоры. С детальной структурой вы не потеряете линию рассказа и удержите интерес слушателя.
Напишите приблизительный сценарий выступления и держите его перед собой, вычеркивая пункты, которые вы уже рассказали.
Шаг 4. Выделите достаточно времени на подготовку
Продумайте сюжет, каждый пункт плана, примеры и даже шутки. Поработайте над жестикуляцией и запишите несколько пробных выступлений без зрителей.
Сколько времени на это понадобится — решать вам.
Основателю MetaFilter, Мэтту Хоги, необходимо 3 месяца на подготовку к серьезным выступлениям. Вот его план:
Сначала Мэтт продумывает основной посыл и название, потом схематично добавляет пункты и подпункты.
За 2 месяца до выступления начинается приятный творческий этап — наброски переходят в слайды для презентации. Поиск красивых иллюстраций, которые точно отображают мысль – процесс длительный и трудоемкий. В это же время Мэтт Хоги проговаривает выступление про себя, внося коррективы.
За месяц до «дня Х» основатель MetaFilter обсуждает выступление с коллегами, женой и друзьями. Репетирует, вносит финальные правки.
Наша команда тоже составила свой план подготовки в статье «Планирование вебинара. Чек-лист успешной подготовки»
Речь, как по нотам — 7 тактических ходов
Тактический этап заключается в работе над содержанием речи, наполнении ее идеями и фактами. Во время стратегического планирования вы прописали структуру выступления, теперь основная задача заключается в убедительном и красочном оформлении речи.
1. Подготовка материалов для онлайн-выступления
Даже если вы профессионал в теме предстоящего выступления, не пренебрегайте кропотливой работой. Записывайте всё, что может сделать высказывание ярче. Примеры, метафоры, статистика, цитаты, идеи, важные фразы — весь этот материал можно собрать в разрозненном виде, а затем расположить в рассказе в логической последовательности. Ответственно отнеситесь к проверке данных, ищите первоисточник.
Узнайте, как улучить контент и оживить скучные слайды. Здесь вы найдете советы, как сделать свое онлайн-выступление интересным и запоминающимся.
2. Собственные мысли
Настоящая экспертность проявляется в умении пропустить весь собранный материал через себя. В таком случае ваша речь будет естественной и интересной, факты и тезисы запомнятся лучше. Даже здесь экспромт не совсем уместен — мысли должны быть сформулированы толково и заранее.
3. Резервные знания
Подготовьте больше, чем планируете дать. Изучите глубже, чем необходимо для освещения темы. Резерв важен для психологического спокойствия оратора. Некоторые умелые спикеры, экскурсоводы и журналисты намерено подводят к определенной информации и оставляют ее недосказанной. Это провоцирует публику задать вопрос и получить блестящий ответ.
4. Больше — не значит лучше
Этот пункт не противоречит предыдущему. Прекрасно, что вы знаете много, но не перегружайте свою речь. В одном докладе желательно осветить не больше семи идей или вопросов. Так как на вебинаре монологи и длинные доклады особо опасны, следите за тем, чтобы не перегружать слушателей. Лучше разбить выступление на несколько блоков или даже вебинаров.
5. Внимание важным частям
Самые запоминающиеся места выступления — это начало и концовка. Вступительная речь создает первое впечатление об ораторе. Будьте доброжелательны, начните с приветствия и располагающей шутки, если она уместна. Учтите, что слушатели могут опаздывать — пусть вас это не смущает.
Главные мысли и ключевые выводы оформите в продуманную концовку. Ее необходимо прорепетировать или даже выучить. Не перегибайте палку, не заучивайте речь до автоматизма. Каким бы долгим и упорным не был процесс подготовки, выступление должно выглядеть непринужденным.
6. Время выступления
Пропишите, сколько минут займет каждый блок. Не забудьте выделить время для ответов на вопросы аудитории и подготовьтесь к ним заранее.
7. Скорость речи
Здесь важен как правильно отлаженный темп, так и умение комбинировать скорости. Медленная подача материала рассеивает внимание ученика, слишком быстрый темп создает сумбур в мыслях и усложняет восприятие, монотонность убаюкивает.
Дистанционное образование Алматы
Источник: myownconference.ru
Информацию о тренингах, курсах повышения квалификации в Алматы вы можете получить по email: profi.education@mail.ru или звоните по телефону: +7(701) 721-80-09