Зачастую случается так, что система образования какой-либо страны не изменяется в течение десятилетий, или даже порой столетий. При этом методика преподавания не претерпевает каких-то изменений. Те методы, которые использовались в 50-х годах ХХ столетия, могут оказаться неэффективными в ХХІ веке, поскольку изменились не только условия существования каждого отдельно взятого человека, но и человечества в целом.
Существует метод преподавания, который условно можно именовать обучение «в темноте». Обычный лекционный метод, который заключается в проведении занятий, во время которых излагается теория, и практических занятий, во время которых проверяется изложенная теория, лишь отбивает у студентов или учеников желание далее учиться. Defactoможно утверждать, что наиболее хорошо запоминается тот материал, который учащийся «пропустил через себя». Иными словами, если он (или она) сам проверил научное утверждение на практике.
В темноте человек изначально ничего не видит. Затем, со временем, глаза приспосабливаются к окружающему освещению, и выделяются в поле зрения какие-то отдельные части предметов, затем их общие контуры. В результате мозг несознательно соединяет их воедино, получая целостный образ предмета.
Аналогично этому частный преподаватель – репетитор – может построить собственные занятия. Вовсе нет необходимости вначале излагать теорию, а затем на практике проверять, как были усвоены знания. Человек наделён пятью чувствами, использовать которые возможно в повседневной жизни.
Порогом возникновения ощущений называется реакция органа зрения, слуха, нюха на малейший раздражитель окружающей среды. К примеру, таким порогом для глаза является возможность увидеть пламя свечи ясной тёмной ночью на расстоянии около пяти километров. Для уха – различить тиканье наручных часов в полной тишине на расстоянии шести метров. В случае ощущения вкуса – это присутствие чайной ложки сахара в растворе объемом восемь литров. Порог обоняния (запах) – это ощущение наличия духов при лишь одной их капле в помещении, состоящем из шести комнат. Напоследок, осязание – это ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты около одного сантиметра.
Вырабатывая интуитивную составляющую мышления, можно привить ученику способность наблюдать и улавливать всю цепь взаимосвязей, которые ранее были неизвестны. В темноте также изначально трудно ориентироваться, но, связав воедино все разрозненные знания, возможно воспроизвести целостную картину определённой теории.
Источник: education.ua